Лысенкова С.Н. Как учить маленьких. Я читаю, я считаю, я пишу - 95 рублей.
Электронная версия. В формате (А4) PDF. Чтение с экрана компьютера или планшета. Защищена от копирования и печати. Москва. 2004 г. 76 стр.
В книге использован цветной внутренний блок, что делает книгу более наглядной.
Народный учитель СССР, известный в стране педагог-новатор С.Н. Лысенкова создала уникальную методику обучения младших школьников, помогающую им учиться легко и успешно. Оказывается, эта методика вполне применима и при подготовке детей к школе.
О том, как научить малышей 5 — 6 лет читать, считать и писать за 35 занятий, рассказано в этой книге.
Издание дополнено прописями и опорными схемами — подспорьем в движении ребенка от незнания к знанию.
Для учителей начальной школы и родителей.
Для уточняющих вопросов: Тел. 8-495-772-4734
Электронная почта: d_vp@mail.ru
Магазин других электронных книг и фильмов Виктора Шаталова
Электронные книги
Ниже можно ознакомиться с содержанием книги:
КАК УЧИТЬ МАЛЕНЬКИХ (я читаю, я считаю, я пишу)
ВСТУПЛЕНИЕ
С чего начать?
Надо ли готовить детей к школе? Уточню: нужно ли учить их читать, считать
и даже писать? Вопросы риторические. Родители все больше убеж¬даются: надо! Но как и чему конкретно? С какого возраста начинать?
Учителя долгое время повторяли за учеными: «Надо развивать, а чи¬тать, считать, а тем более писать — школа научит. Даже хорошо, когда все дети приходят в первый класс ничего не умеющими». А на самом деле про себя радовались каждому подготовленному к школе ученику. Но та¬ких умеющих читать и считать оказывалось немного, и чуть ли не с пер¬вых уроков учеников делили на успевающих и отстающих. И это пресловутое деление сказывалось потом — при переходе из начальной в среднюю школу. Так складывались (и складываются!), с одной стороны, гимназические классы, лицеи, а с другой — отсевные классы так называе¬мого выравнивания и др.
И потому я хочу сказать родителям: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не попал в класс выравнивания, не испытал горькой судьбы отстающего, готовьте его к школе сами!»
А чтобы помочь вам в этом, я предлагаю методику занятий с маленькими, которая создана на основе мо¬его многолетнего опыта работы в начальной школе и практики обучения 4 — 6-летних детей.
Однажды я заинтересовалась, каким образом дети выучиваются до школы этому главному умению — читать. Вот некоторые ответы;
Лариса: Просила маму почитать. А когда она читала, смотрела в книгу и запоминала буквы. Постепенно научилась читать сама.
Катя: Буквы запоминала по азбуке в кубиках. Потом мне подарили книгу «Азбука» — и я начала читать.
Артем: Из нашего окна был виден магазин «Галантерея». Мне очень хотелось прочитать, что там написано. Я просил маму: «Скажи, какая это буква, а та?» Спрашивал буквы на других вывесках. И так начал читать.
Андрей: Научился от брата. Брат оставлял рабочие прописи на столе. Я срисовывал буквы, а потом спрашивал, что я нарисовал... Так нау¬чился читать.
Какой вывод можно сделать из этих мини-рассказов? Детей никто не заставлял учиться. Они сами захотели этого, а хотение — мощнейший стимул в любом деле.
Вот почему самое главное — создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Потом, используя различные приемы (о которых будет ска¬зано), надо, чтобы это желание не погасло от первых же трудностей (путь от незнания к знанию — труд!), а превратилось в волю к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный мотив.
Другими словами, нельзя учить ребенка из-под палки, заставлять его делать то, что он не хочет (точнее, не готов)! Надо предоставить (создать) ему возможность с первых же занятий быть активным, уверенным в себе, т. е. обеспечить ситуацию успеха, подарить окрыляющее человека чувство: я могу! У меня получается! Я сегодня узнал, сделал то, чего не знал, не умел вчера!
Ведь мы все знаем, как учение превращается в мучение, и все благие намерения обучающих разбиваются о сопротивление потерявшего веру в себя ребенка.
Мальчик Денис в этом году идет в школу. Целый год готовился к шко¬ле в детском саду. Но послушайте его отчаянный крик: «Не говорите мне про школу! Не хочу никакой математики!» А ведь это результат неумения взрослых. Оно-то, это неумение, и порождает мысль: а может, и не надо математики, достаточно просто развивать малыша? Я же убеждена, что обучение чтению, счету, письму и есть развитие интеллектуально-духов¬ных сил ребенка, а «развитие», под которым иные разумеют занятия тан¬цами, лепкой, рисованием (хотя все это, несомненно, нужно!), очень часто вовсе не гарантирует успехов ребенка в основном его труде в школе — уче¬нии.
Однако научить ребенка учиться, помочь ему стать учеником на всю последующую жизнь и видеть в этом радость непросто. Это надо уметь. И тогда ваши занятия с детьми станут и для них, и для вас удовольствием, а не мукой. Это вполне возможно, уверяю вас. Попробуйте делать, как я.
По моей методике (если ее хорошо освоить) можно заниматься с ребен¬ком и индивидуально, но лучше работать с группой ребят. Учиться вместе не только веселее и интереснее, но и результативнее.
В мою группу подготовки к школе приходят ребятишки 4 — 6 лет (большинство, конечно, шестилеток) без всякого отбора или тестирования, все, кто хочет играть в школу. Занимаемся один раз в неделю (день выбираем на¬иболее удобный для всех): два урока по 35 минут каждый. Мы не просто играем в школу, а учимся. А так как учебный материал преподносится де¬тям доступно, то учатся они с удовольствием, а значит, и успешно. До¬стичь этой триады (доступно — с удовольствием — успешно) помогают мои методические изобретения: I) опережающее обучение (введение трудного материала до того, как дети начнут основательно его усваивать), позволя¬ющее каждому ребенку работать не спеша, в соответствии с его силами и возможностями, и столько времени, сколько нужно для того, чтобы уве¬ренно двигаться вперед; 2) самоанализ (проговаривание-объяснение) того, что делаешь; 3) управление учебной деятельностью (пишу, выполняю за¬дание за ведущим, которым может быть учитель, другой ученик, сам ребе¬нок), т. е. все, что делает ученик, выполняется осмысленно, анализируется; 4) опоры (наглядные образцы деятельности), обеспечивающие доступность заданий и уверенность ребенка в их выполнении, и другие учитывающие психологические особенности мышления детей методические приемы, сре¬ди которых нет мелочей (каждый, даже самый простой на первый взгляд, продуман и нацелен на достижение ребенком успеха).
Так, прописи ребята выполняют, обводя ручкой написанное мною ка¬рандашом. Это называется у нас «идти по лыжне». Казалось бы, мелочь. Но что дает этот прием? Такая зрительная опора для мышц кисти (ориен¬тир в пространстве) нужна для того, чтобы малыш не терялся перед лис¬том бумаги, перед значительной пока еще для него трудностью — нарисовать букву, а сосредоточивался на отработке навыков письма, тре¬наже руки. Идя по проложенной учителем «лыжне», он как бы осваивает каждый свой шаг, постигая, что, как и почему он делает.
Некоторые полагают, что сейчас, когда есть компьютеры, работа с пропи¬сями — анахронизм. Я думаю иначе.
Существует, убеждена, удивительная, тонкая (если хотите — мистиче¬ская) связь между пишущей, «думающей» рукой и мозгом. Образы букв, цифр, слов в таком случае глубже запечатлеваются в сознании, осваивают¬ся, я бы сказала, интимно. Только этот процесс должен быть не механиче¬ским, а осмысленным. Вот почему у нас на занятиях записи в прописях проходят как игра: ведущий (а им бывает каждый) вслух проговаривает (объясняет), что и как он делает-вырисовывает. Рука отстает от мышления, плохо слушается мысленных приказов, и карандаш — зрительная опора, помогающая руке. Ребенок не сразу научается писать свободно, ав¬томатически. Он представляет образ буквы, слога в слове, а рука еще не умеет их воспроизвести, но есть опора-«лыжня» — карандашная запись, и все идет как по маслу. Напомню: вначале ведущий — учитель, а потом подключаются сами ребята: «Можно я?», «Я хочу вести!»
Немаловажная деталь: рядом с детьми-четырехлетками сидят их мамы. Так теплее и уютнее. Другие тоже напросились: «Можно и нам посидеть?» Я не возражаю, наоборот, радуюсь. Они не просто сидят — учатся учить. На собрании я сказала родителям: «Теперь вы можете помочь не только своему ребенку, но и соседскому при случае». Мы часто слышим и сами повторяем фразу: «Дети любят учиться». Уточню: дети любят хорошо учиться. Об этом и заботьтесь!
А теперь приглашаю на мои уроки.